Чего опасается западный капитал, анализирует директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман?
Первый заместитель министра иностранных дел Александр Михневич посоветовал западным инвесторам не бояться санкций, введенных против белорусских чиновников и предприятий.
-- Мне бы хотелось развенчать страх инвесторов, что Беларусь под санкциями. Ни под какими не санкциями! Есть группа людей - около 200 человек, которым ограничен въезд в Европейский союз. Приезжайте в Минск и встретьтесь с этими людьми, встречайтесь с ними в Эмиратах или другой стране, -- заявил заместитель главы МИД, выступая на белорусско-британском инвестфоруме в Лондоне.
- Поверят ли западные предприниматели белорусскому чиновнику?
-- Западный бизнес не идет сюда не только и не столько из-за тех ограничительных мер, которые действуют в отношении 200 человек и нескольких предприятий, -- полагает директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман. -- Главная причина заключается в том, что инвестиционный климат в Беларуси не самый привлекательный, макроэкономическая политика в стране непредсказуема, нет гарантий неприкосновенности частной собственности.
К тому же Беларусь – страна небольшая. Наш рынок едва ли представляет интерес для крупных инвесторов. Хотя, теоретически можно ожидать, что с развитием евразийской интеграции потенциально мы имеем шансы заинтересовать зарубежный капитал, который захочет закрепиться на общем рынке ЕАЭС.
Однако, по очень многим показателям привлекательности для инвесторов мы проигрываем России и Казахстану. Нашей стране необходимо еще проделать очень большой объем работы, чтобы западный бизнес рьяно пошел к нам. Одних заверений Михневича для серьезных зарубежных предпринимателей недостаточно.
-- А санкции, на ваш взгляд, действительно не являются препятствием для сотрудничества белорусских предприятий с западными инвесторами?
-- Определенные неудобства, конечно, есть. Но они легко преодолимы. Однако, наш главный экспортный товар: нефтепродукты, ни под какие санкции не подпадал. Поэтому в целом экономика страны не пострадала. Гораздо больнее санкции ударили по имиджу власти, и чиновникам хочется от них избавиться.
-- Как вы считаете, почему Евросоюз не спешит окончательно отменить санкции в отношении руководителей Беларуси?
-- Сейчас все стороны, вроде бы, действительно заинтересованы в более активном диалоге. Конечно, толчок всему этому дают и события в Украине. Но для ЕС пока сложно отменить эти санкции даже при всем желании. Как не крути, главная претензия остается актуальной: наличие политзаключенных в Беларуси. Поэтому европейцы не могли санкции снять. Это решение всем было понятно и ожидаемо. Насколько я могу судить по нашим дипломатам, для них это не стало шоком и обидой.
-- А что, по вашему мнению, мешает Александру Лукашенко разрубить этот гордиев узел: освободить политзаключенных?
-- Вероятность того, что проблема может быть снята, достаточно велика. Но это вопрос конкретных договоренностей. Складывается впечатление, что такой диалог между Минском и Брюсселем сейчас весьма активно ведется. Даже немецкий посол недавно как бы на это намекнул. Так что я не удивлюсь, если накануне президентских выборов выпустят из тюрьмы Николая Статкевича. Если Александр Лукашенко увидит, что этот шаг действительно приведет к какому-то прогрессу в отношениях с Западом, он его сделает.
Подпишитесь на
канал ex-press.by
в Telegram и будьте в курсе самых актуальных событий Борисова, Жодино, страны и мира.
Добро пожаловать в реальность!
Добро пожаловать в реальность!
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите
Ctrl+Enter