С приходом весны на российских интернет-форумах активизировалось обсуждение покупки домов в белорусских деревнях.
Причем обсуждают эти варианты не только обладатели больших сумм, вкладывающие свои деньги в агроусадьбы или «будущую европейскую» недвижимость, но и простые россияне, мечтающие о лучшей доле.
Простым россиянам завидно: они уверены, что белорусам «с Батькой повезло», не то, что им, русским, в своих губерниях. И счастье это наше – совсем с ними рядом: сел в авто и покатил.
Они и ездят. Восторгам после таких поездок, как правило, нет предела. Отчеты потом пишутся обстоятельные, добрые, где называют нашу страну авторы: «Другая Беларусь». Ознакомиться и испытать гордость можно, к примеру, здесь, здесь или вот здесь.
Россияне (и богатые и не очень) подумывают о покупке недвижимости в Беларуси, не просто так, а потому что действительно надеются, что «за копейки» вселятся в будущую Европу. И хотя наша статистика не показывает реальных картин тотальной скупки деревенских домов именно россиянами, эксперты белорусского рынка с российского портала иностранной недвижимости prian.ru с оптимизмом смотрят в будущее:
«Даже если грандиозного обвала цен на жилье в Белоруссии не произойдет, зарубежные покупатели уже сейчас могут рассчитывать на особо трепетное к себе отношение со стороны собственников недвижимости. Ведь иностранцы, как правило, приходят на рынок с настоящими наличными деньгами».
Если оглянуться на десять лет назад, лучше всего российские покупатели белорусской недвижимости в сельской местности чувствовали себя в начале двухтысячных, когда в умирающих деревнях можно было купить вполне неплохой дом с большим участком за 2 тысячи долларов. Следующий подъем иностранной (в основном российской) покупательской активности пришелся на начало 2011 года.
После девальвации прошлого года, которую, кстати, Всемирный Банк признал самой крупной в мире за последние 20 лет (подобная ситуация наблюдалась в 2002 году в Аргентине и в 1992 году в Эфиопии, а российская девальвация 1998 года в рейтинге Всемирного банка только на четвертом месте), рынок недвижимости как будто замер. Однако уже летом прошлого года в Министерстве спорта и туризма рассказывали, что россияне снова начали инвестировать средства в покупку и аренду жилых домов и земельных участков на сельской территории Беларуси.
Этой весной основной интерес россиян к покупке недвижимости по-прежнему в Браславском районе – с целью создания там агроусадеб. Однако покупатели из России продолжают интересоваться и заброшенными старыми здания в близких к границе районах (или поближе к лесам: к примеру, в периметре Налибокской пущи). Многие готовы переехать с семьями, чтобы жить и работать тут.
Риэлторы приметили еще одну закономерность последних лет: россияне присматриваются к домам своих белорусских родственников. Особенно престарелых (и их соседей) – вполне искренне и реально помогают им в расчете получить потом в наследство сразу несколько расположенных рядом усадеб. Как некоторые рассчитывают – как раз к тому моменту, когда сами выйдут на пенсию и будут иметь возможность покинуть свою страну совсем или на лето, чтобы больше времени уделять жизни в «приличной» деревне.
Как именно представляют себе российские потенциальные покупатели наше село? Наиболее характерно это видно из обсуждения на одном из форумов любителей загородной жизни (Деревенском портале).
Началось обсуждение темы с вопроса:
«Заезжал вчера в гости другу – оказывается, они с семьей купили год назад дом в Белоруссии, недалеко от российской границы, где-то под Оршей. Ох, он и начал мне Белоруссию расхваливать! И дома недорогие (действительно недорогие, судя по его рассказам), и природа, и люди, и порядок, и деревни живые, и безопасность – говорит, замок вешают на дом и на несколько месяцев уезжают – все в порядке. И законодательство, дескать, всячески россиянам благоволит и всеми теми же правами наделяет, а если что, через границу пешком рвануть можно. Дом они с печкой исправной, участком 50 соток, баней, ж-д сообщением и всяческими хозяйственными постройками за 90 тысяч ($3 тыс – авт.) купили. Ну, в общем, слушала я, фотографии смотрела - мы осенью-то точно к ним в гости теперь поедем. Но что вы скажете? Есть кто-нибудь из Белоруссии, а еще лучше именно кто из России туда переехал? Как оно там? Действительно ли прям так все хорошо?»
Ответы формучан не заставили себя ждать:
«Я была в прошлом году в Стародорожском районе Минской области. Дома и квартиры, действительно, очень недорогие. Старые Дороги городишко вполне деревенский, но домов много благоустроенных. Квартира двухкомнатная мне предлагалась за 60 тыс. российских рублей. Дома в деревнях почти даром. Плохо только, что в деревнях в магазинах на полках как во времена великого дефицита. Нет ничего. За всем надо ехать в область, в Минск»
«Без огорода и без леса – никак: картошка там такая, что у нас в Сибири и смотреть не будут, не то что есть. Но ягоды, грибов в лесу полно, дички разной: груш, яблок, слив. С леса даже кормиться можно, не то, что с огорода. Травы много, болота же осушили, теперь там выпасы, скот держать очень выгодно».
Задавший вопрос конкретизировал тему: «Меня, в основном, человеческий фактор интересует».
Ему ответили менее для нас комплементарно:
«Да как везде. Пьют, мужики выродились, бабы пашут, как двужильные. Дети все в городе».
«А чего же у них с картошкой беда?»
«Фиговая у них картошка, вся покоцанная хрущами и проволочником. Земля запущенная-я-я… Они же бульбаши – полями бульбу сажают, а не как мы – соточками. Мы с соточки возьмем столько, сколько они с гектара, если всю гадость отбросить».
«эво как… а в Белоруссии нельзя ведь купить землю иностранным гражданам, только взять в аренду?»
Вот тут уже собеседники подошли к главному:
«Ну, вроде как купили они, все документы оформили. Единственное ограничение касается земельных участков. По белорусским законам, при покупке коттеджа, земля, на которой он расположен, передается иностранцу не в собственность, а в долгосрочную аренду, максимальный срок которой составляет 99 лет»
«А чем это грозит? Т.е. меня могут просто выгнать, или я могу продлять аренду до бесконечности»?
«Вы собираетесь жить дольше 99 лет? …Да кто знает, чем это грозит. Белоруссия непредсказуемая. Хотя испытываем к ней симпатию, даже ездили в позапрошлом году. В Белоруссии хорошо. Там есть деревня Городище. Недалече от Полоцка, на Западной Двине. Бывал я там, дедов дом видел. Народу мало. У деда дом был сложен из железнодорожных шпал. Развалился уже. А брата его дом до сих пор рядом стоит. Огорода там сорок соток. Сад был, но яблони одичали уже. Подворье хорошее: сеновал, сарай, хлев. Ладно, в октябре съездим посмотрим)»
В этот любопытный разговор встрял невесть как попавший туда житель Витебска. Он открыл россиянам великую тайну аборигена:
«В Беларуси жить хорошо, только если получать российскую зарплату – тогда можно как сыр в масле кататься. А если вы еще и собираетесь в маленьком городе жить – то совсем мрак. Да, будет чисто, тихо и спокойно. Вот только на работу пойдете устраиваться – будут квадратные глаза от зарплат, которые вам предлагать будут. Чтобы не быть голословным – я врач скорой помощи в Витебске (областной центр, между прочим), работаю на полторы ставки, это 21 дежурство в месяц, каждое по 12 часов. Получаю 1 800 000 бел. руб. И не надо думать, что здесь цены на все в 2 – 3 раза меньше. Я вот себе дом купил всего за 3 млн белорусских рублей, далековато правда от Витебска, в 70 км, да и 4 года там никто не жил. Но место – сказка!»
В общем, поговорили люди о Беларуси и поняли, отчего это россиян так в наше село тянет:
«Знаете, какое главное отличие между деревней белорусской и деревней российской? В белорусской деревне жители счастливы. Содержат хозяйство, получают зарплаты-пенсии, ругают Батьку, которого называют коротко и ясно – А.Г., но не плачут. Приедешь в нашу деревню, получишь полностью обратную картину: сын пьёт, пенсии маленькие, жить не хочется, здоровья нет».
Подпишитесь на
канал ex-press.by
в Telegram и будьте в курсе самых актуальных событий Борисова, Жодино, страны и мира.
Добро пожаловать в реальность!
Добро пожаловать в реальность!
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите
Ctrl+Enter