Количество объектов придорожного сервиса в Беларуси с каждым годом растет, а ожидания дальнобойщиков все равно не оправданы. В Минторге говорят, что бизнес на обочине прибыльный, а некоторые владельцы кафе не согласны.
“Просто у вас дальнобойщики очень продвинутые, и им кажется, что самый отсталый сервис - в Беларуси!”
По словам Ларисы Комаровой, и.о. начальника отдела организации общественного питания Минторга, на начало года по стране зарегистрировано 483 объекта общественного питания придорожного сервиса. Ежегодно на 5-6% их количество увеличивается. Больше всего объектов на трассах в Минской, Витебской, Гомельской областях. При этом один объект встречается через каждые 32 км при норме - 1 объект на 30-50 км.
Со своей стороны, Любовь Максимова, начальник отдела планирования туристической деятельности Департамента по туризму Министерства спорта и туризма, замечает, что с течением времени объект придорожного сервиса изменился. "Не только в предложении блюд, но и в плане дизайна. Сегодня там можно встретить и аквариумы, и стилистические уголки народного быта", - говорит она. При этом в некоторых местах есть до десяти видов услуг.
Несмотря на оптимистичные настроения чиновников, дальнобойщики по-прежнему считают, что наш придорожный сервис “отстает”.
Дмитрий Андреев работает водителем-международником уже шестой год. Нашему сервису на обочине он поставил бы пять баллов по 10-балльной системе. "С туалетами и душами напряженка, парковок и кафе не хватает. Поесть дорого. Возьмешь первое с компотом – заплатишь в районе 50 тысяч", - говорит он. По мнению водителя, самый оптимальный придорожный сервис в Германии и Франции. “Везде большие бесплатные парковки для грузовиков, туалеты чистые”, - поясняет он.
Водитель также отмечает, что за последние пять лет в Беларуси появилось много новых заправок с площадками для грузовиков и, действительно, наблюдаются позитивные перемены. “Лучше всего с придорожным сервисом в Брестской области, хуже всего - в Витебской. И у нас спокойнее, чем в Европе. Там газом дальнобойщиков травят. Причем газ такой, что ты в транс попадаешь и сам все открываешь и отдаешь. Можешь после него даже не очнуться. Опаснее всего в этом плане на юге Франции и вокруг Парижа”, - отмечает Дмитрий.
С водителем мы в том числе затронули тему сексуальных придорожных утех. По его словам, скопление девушек легкого поведения в Беларуси можно наблюдать на Оршанском перекрестке. “В последнее время девушки ценники позагибали до 20 евро. Раньше и за бутылку водки можно было договориться. В Польше они стоят на трассе ближе к Германии. Ценник – 15 евро. Но там все по-другому организовано: она стоит на стоянке, ухоженная, нормальная девушка, все контрацептивы есть”, - говорит он.
Сергей Селява, водитель-международник с 10-летним стажем, считает, что самый удобный придорожный сервис в Польше. “Там транзит большой, поэтому среди придорожных кафе конкуренция за клиента. Они даже по рации зазывают посетителей. При этом меню в польских кафе – национальное. Не так, как у нас: и узбекскую, и казахскую кухню можно встретить на дороге. Хорошо покушать в Польше стоит до 5 евро. На эти деньги я могу купить большую тарелку супа, заказать картофель фри с голенью, салат. При этом в польских кафе оказывают услуги по ремонту одежды, можно постирать, душ принять, в туалет сходить”, - рассказывает он.
Сергей считает, что хуже всего у нас с сервисом на границе с Польшей со стороны Бреста. “Воды горячей практически всегда нет, в кафе - цены космические, а сама продукция, как из советской столовой. У нас если красиво, то дорого, дешево будет в захолустном вагончике. Есть единичные кафешки, в которых все на уровне”, - продолжает он.
Для счастья белорусским дальнобойщикам на наших трассах не хватает больших охраняемых площадок для грузовиков, кафе, магазинов, душевых кабин, саун и небольших гостиниц на десять человек.
Со своей стороны, Александр, водитель-международник из Молдовы, даже имеющийся уровень нашего придорожного сервиса считает хорошим. “А был я в Польше, Венгрии, Голландии. В Молдове придорожный сервис отвратительный, шашлыки отвратительные. Все отвратительно, кроме вина. А вино продается в любом кафе. В туалет у дороги у нас ходят под кустик. Переехал бы жить в Беларусь, но поздно, уже старенький”, - сетует он.
По его словам, наш сервис позитивно отличается от западноевропейского и украинского. “У вас все вкуснее и натуральнее, чем в Германии. Белорусский холодник вкуснее, чем украинский борщ, и дешевле втрое”, - приводит пример он. Насчет того, что нашим дальнобойщикам белорусский придорожный сервис не кажется самым лучшим в мире, Александр заметил: “Просто у вас дальнобойщики очень продвинутые, и им кажется, что самый отсталый сервис - в Беларуси!”
Для придорожного бизнеса созданы все условия, но некоторые бизнесмены с радостью хотят от него избавиться
Сергей Леончик, начальник дорожного отдела управления содержания дорожной сети Департамента "Белавтодор", говорит, что в части развития придорожного сервиса с 2008 года сформирована вся нормативно-правовая база. "Сейчас самое главное, чтобы все органы госуправления приняли ее к исполнению. Нормативно-правовая база – первое, что должно быть в нашей стране, чтобы любой предприниматель, приходя в эту сферу, понимал, что все правила игры сформированы. И видел, что через десять лет ничего не изменится и никто у него не заберет ни деньги, ни бизнес, ни землю", - отмечает он.
Специалист обращает внимание, что с 2008 года льготных кредитов в сфере придорожного сервиса выдано порядка 38. Суммы - 50-500 тысяч долларов. При этом, по словам Ларисы Комаровой, придорожный бизнес – прибыльное дело. Однако не все предприниматели с этим согласны.
У Александра Крикунова, директора сети кафе “Трактир”, есть придорожное кафе в 10 км от Бобруйска. “Если бы я арендовал кафе, то давно бы уже там не работал. Заведение в собственности, поэтому так просто от него не избавишься. Сейчас сложновато работать. Когда курс доллара к рублю был 2000 рублей, у меня средняя выручка в день была - 2,5 млн. Сегодня хорошая выручка в день - тоже 2,5 млн", - говорит он. У Александра в том числе есть кафе в самом Бобруйске. По его словам, летом придорожное кафе приносит больше прибыли, чем то, которое в городе.
"Чтобы бизнес нормально работал, посетителям было вкусно, сотрудники зарабатывали по 3 млн, а повара – 6 млн в месяц, в день выручка должна быть 15 млн. Но что мы можем сделать? Только если мне танцевать у дороги. А когда трассу закончат, будет еще хуже. Трасса от кафе отходит, над нами дорога будет возвышаться на 6 метров", - рассказывает он.
В заведении Александра уже можно купить полотенца с логотипами ЧМ-2014 по хоккею. "Но почему-то лучше покупают бобров. У меня миниатюрные полимерные и в виде свечек бобры с надписью "Бобруйск". Берут дешевых - по 20 тысяч за одного. Полотенца с эмблемой чемпионата стоят 45 тысяч. За неделю три продали, но это даже геройский поступок", - говорит он.
У Игоря Гришукевича тоже свой придорожный бизнес – два кафе на трассе Минск - Гродно. Мужчина пришел в эту сферу 18 лет назад, начинал с придорожного "вагончика" на трассе Минск - Гомель с верой в то, что дорога "накормит". В течение последнего года он пытается продать оба кафе. "Если бы за два дали 500 тысяч долларов, было бы хорошо. И в одном, и во втором – по 25 соток земли. Но никто не берет. Потому что прекрасно представляют, какой это геморрой", - считает он.
"Так, как мы хотим работать, нам не дают. Например, мне говорят поставить около кафе туалет. Но в каждом кафе у меня есть туалеты, причем возле них еще стоит по биотуалету за мой счет. Я сказал, что отдельный ставить не буду, потому что он стоит, как трехкомнатная квартира в Минске. Какой смысл его ставить бесплатно на дороге?" - задается риторическим вопросом Игорь.
"За 18 лет в эти кафе все время нужно было вкладывать деньги, это как болото. Как только СанПиН (санитарные правила. – TUT.BY) поменялся, все надо заново делать, - рассказывает Игорь. - Мне клиент говорил, что когда-то его прадед в 1870 году на территории современной Чехии построил придорожное кафе. Так там и сегодня стоят столы с того времени. Спрашиваю: "Санитары вас не достают?" Он говорит: "Прадед тогда еще все требования выполнил. Сейчас администрация дает рекомендательный характер поменять что-то, но при этом за их средства".
Средняя выручка в день в каждом кафе Игоря от 200 тысяч до 1 млн 100 тысяч рублей в зависимости от погодных условий. "В зимнее время года подъезды к кафе не всегда чистят от снега, в итоге водители проезжают мимо, и это сказывается на выручке", - говорит он. По его словам, сегодня, чтобы построить объект придорожного сервиса, нужно 1-2 млн долларов.
Игорь уверен, что придорожному сервису не хватает туалетов и единого координационного центра, который бы курировал этот бизнес. "У нас столько начальников: начиная от районного инспектора и заканчивая республиканскими. Была бы какая-нибудь глава, которая занималась бы координацией придорожного сервиса и раз в квартал собирала всех и обсуждала насущные проблемы", - предлагает предприниматель.
Как не застрять во вчерашнем дне?
Любовь Максимова полагает, что к вопросу о том, каким должен быть объект придорожного сервиса, чиновники еще вернутся. "Министерство спорта и туризма поднимало вопрос о том, что объекты не отражают нашей аутентичности. Конечно, нас не устраивают вагончики, обшитые сайдингом. Объекты вчерашнего дня не должны находиться на наших трассах. Страдает общий вид, если предприниматели берут земельный участок, то уже мы должны оговаривать, как сочетается этот объект с ландшафтом, - говорит она. - Сейчас выбор среди объектов придорожного сервиса у проезжающих стал шире. Но мы стремимся, чтобы они не только могли остановится и ехать дальше, а на объекте придорожного сервиса понять, что такое Беларусь”.
Подпишитесь на
канал ex-press.by
в Telegram и будьте в курсе самых актуальных событий Борисова, Жодино, страны и мира.
Добро пожаловать в реальность!
Добро пожаловать в реальность!
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите
Ctrl+Enter