Что думают о формах интеграции и выборе союзников не маститые эксперты, а рядовые белорусы, выяснилось в ходе исследования геополитических предпочтений белорусского общества Белорусским институтом стратегических исследований (BISS).
Россия как центр интеграции теряет привлекательность для белорусов
Если приверженцы европейского пути для Беларуси демонстрируют завидную стабильность в своем выборе, несмотря на то, что достаточно реалистично оценивают белорусско-европейские отношения (менее 1% считают их хорошими), то ратующие за союз с Россией сдают свои позиции.
Три года назад в аналогичном опросе объединение с Россией при определенных условиях считали приемлемым 82% респондентов. Сейчас 70% опрошенных считают допустимым слияние с Россией в единое государство при условии, что это поспособствует улучшению экономической ситуации.
Если в 2010 году только 12% были резко против такого слияния, даже если это улучшит экономическое состояние страны, то сейчас таких людей 21%.
Россия существенно снижает для белорусов свою привлекательность в качестве интеграционного центра с 30,2% в 2010 году до 23,3% — в 2013-м.
— Это можно объяснить тем, что политические отношения с Россией в этот период были очень нестабильны. Наверное, сыграл свою роль фактор экономического кризиса и то, как Россия на это отреагировала — выставлением политических и экономических условий, -- высказывает гипотезу старший аналитик BISS Денис Мельянцов.
Свободная торговля, а не автономия
Важный вопрос: что понимается под интеграцией с Россией. Этот термин используют и при опросах, и при анализе, но до сих пор не до конца ясно, что же такое интеграция для населения Беларуси.
Из 43,3% респондентов, так или иначе высказавшихся за союз с Россией, 49,3% считают
наиболее приемлемой формой интеграции всего лишь создание зоны свободной торговли, 30,4% выступают за единое экономическое пространство без политического объединения и только 6,3% (или 2,7% от общего числа опрошенных) желали бы вхождения Беларуси в состав России на правах автономии (вхождения в состав России шестью областями).
Распределение ответов на вопрос «Какой вариант союза с Россией наиболее приемлем для Вас?»
— Интеграция с Россией преимущественно понимается как экономическое сближение без полной утраты суверенитета, — констатирует Денис Мельянцов.
Своя рубашка ближе к телу
Самое главное для белорусов при выборе союзников — это все-таки мотив прагматический: насколько это поспособствует росту их благосостояния и росту экономики Беларуси в целом.
Годы независимости в целом сделали белорусов более прагматичными. Когда советская экономика, крайне искаженная и крайне взаимозависимая, перестала действовать, выбор подходящего союза для Беларуси означал экономическое выживание с наименьшими потерями.
— По большому счету постоветская стратегия белорусского руководства на евразийскую интеграцию открывала доступ к рынку сбыта, покупке сырья, дешевым энергоносителям, что являлось крайне важным фактором для энергоемкой белорусской экономики, — отмечает директор BISS Алексей Пикулик. — С тех пор качание геополитческого маятника в отношении Беларуси то в сторону ЕС, то в сторону России, было призвано оптимизировать те потоки внешних вливаний в белорусскую экономику, где все подчинялось экономической выгоде.
Среди респондентов нынешнего исследования BISS 73% процента уверены в том, что необходимо выбирать союзников, исходя из экономических соображений. В 2010 году таковых было 55%.
— Наша гипотеза состоит в том, что экономический кризис серьезно скорректировал отношения к выбору союзников и интеграционных проектов. Люди гораздо больше озабочены экономической ситуацией, нежели ценностными вещами, либо политическими взглядами, — поясняет Денис Мельянцов.
Нужно также отметить, что в 2011 году белорусское население впервые столкнулись с весьма непопулярными последствиями членства Беларуси в Таможенном союзе – повышением ввозных пошлин на подержанные автомобили.
— Это также могло поспособствовать падению популярности восточного вектора, — считает Денис Мельянцов.
Может ли Евросоюз купить белорусов?
У части пророссийски настроенных респондентов отсутствует устойчивое негативное восприятие ЕС, и они могут поддержать европейский вектор в определенном политическом и информационном контексте.
— И если Евросоюз хочет как-то увеличить количество своих приверженцев среди белорусов, то «завлекалочки» надо облекать в экономическую форму, — рекомендует аналитик.
В то же время, большинство опрошенных считает невозможным продажу крупнейших белорусских предприятий как европейскому (57%), так и российскому (50.5%) капиталу.
— МАЗ белорусы не готовы продать ни Евросоюзу, ни России. Они опасаются приватизации, возможно, потому, что не понимают сущности и последствий этого процесса. Ограбят — скорее так они его воспринимают, раз считают приватизацию недопустимой, — отмечает аналитик BISS Елена Артеменко.
Подпишитесь на
канал ex-press.by
в Telegram и будьте в курсе самых актуальных событий Борисова, Жодино, страны и мира.
Добро пожаловать в реальность!
Добро пожаловать в реальность!
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите
Ctrl+Enter