Социолог, руководитель Белорусской аналитической мастерской (БАМ), профессор Андрей Вардомацкий базировал свой рассказ на данных как общенациональных опросов, так и на результатах углубленных интервью с участниками фокус-групп, сообщает Свобода.
По словам Вардомацкого, протесты породила реакция общества на политику властей относительно пандемии коронавируса, ухудшение экономического самочувствия, падение доверия к официальным медиа и рост доверия к негосударственным СМИ, а также рост образованности населения страны.
Исследования, сделанные в разгар пандемии, показали, что оценки политики властей в борьбе с коронавирусом, данные белорусами, были одними из худших в мире.
Попутно доля отрицательных оценок состояния экономики Беларуси увеличилась с декабря 2019 года по март 2020 года с 38% до 61%.
В течение 2020 года (с марта по июнь) наблюдалось резкое падение доверия к государственным СМИ, в июне им доверяли только 4% опрошенных, а негосударственным медиа тогда же — 27%.
Профессор Вардомацкий также отметил, что за 20 лет (с 1999 по 2019) доля лиц с высшим образованием в Беларуси выросла вдвое.
Он также определил 5 мотиваций протеста, которые были зафиксированы на фокус-группах, проведенных после 9 августа.
Снижение болевого порога (люди готовы сидеть на сутках и продолжать протестовать, несмотря на милицейское насилие),
Трансформация страха в гнев (репрессии не подавляют готовность протестовать, а усиливают ее),
Ориентация на долгосрочный протест (80% протестующих, участников фокус-групп, выражали готовность протестовать даже год, неудача протестов не порождает апатию),
Протест для его участников становится психологической потребностью, средством энергетической «подзарядки»,
Отсутствие лидера не порождает психологического дискомфорта.
По словам Вардомацкого, главным фактором продолжения протестов стала брутальность силовиков. 60% участников фокус-групп, принимавших участие в протестах, говорили, что, возможно, не продолжали бы участвовать в них, если бы дело ограничивалось только фальсификациями на выборах.
Сторонники и противники протестов оценивают текущую ситуацию в Беларуси по разным пунктам сравнения: противники протеста сравнивают нынешнюю ситуацию с 90-ми годами, сторонники — с нынешней ситуацией в соседних странах, прежде всего в Польше и Литве.
Руководитель Белорусской аналитической мастерской отметил, что отсутствие геополитической подбивки протеста было зафиксировано и в интервью во время фокус-групп: ни один из их участников не мотивировал свое отношение к Александру Лукашенко своей геополитической приверженностью, выбором в пользу России или Евросоюза.
Профессор Вардомацкий напомнил, что последний опрос БАМ зафиксировал падение пророссийских настроений в Беларуси на 11 процентных пунктов с сентября по ноябрь. Но, по его словам, падению предшествовал почти такой же их рост с июня по сентябрь — тогда доля сторонников союза с Россией увеличилась с 39% до 52%.
Добро пожаловать в реальность!