Политика

Класковский: Подполковник ФСБ ничего не забывает

Владимир Путин возвращается в Кремль, получив достаточно времени на решение "белорусского вопроса" - шесть лет президентства. Москва не будет форсировать события - будет мягко подстилать, чтобы положить белорусского партнера на лопатки. Кроме того, важным фактором двусторонних отношений станут личные отношения Путина и Лукашенко, которые, мягко говоря, не блестящие - подполковник ФСБ ничего не забывает.

Для Москвы выгодно, когда Лукашенко сжигает мосты на Запад. Но воевать с Западом за последнюю диктатуру Европы Москва не будет. Позиция Москвы: оставлять Лукашенко в положении изгоя, лидера, нерукопожимального на Западе, и это для того, чтобы удобнее было прессовать здесь.
 
Такой сценарий ближайшей перспективы Беларуси нарисовал политический обозреватель Александр Класковский в интервью "Белорусскому партизану".
 
- Еще вчера Лукашенко делал вид, что ему все равно, кто победит на российских выборах. Что изменилось сегодня, когда стопроцентно стало известно, что Путин на коне возвращается в Кремль? Практически все эксперты сходятся во мнении, что Путин потребует от своего союзника платить по счетам ...
 
- Было ясно, что Путин возвращается, и Лукашенко тоже это хорошо знал. Большого восторга у белорусского лидера нет, когда он рассуждает о перспективе двусторонних отношений. Потому что действительно, Путин, развязав сейчас руки с внутренними делами (хотя протесты будут продолжаться какое-то время, и он будет занят этой проблемой, и вообще над ним будет висеть вопрос внутренней легитимации, возможно, он пойдет на какие-то ограниченные реформы), в мае возвращается в Кремль. По большому счету, вопрос следующего срока для него решен - это шесть лет, достаточное время, чтобы разобраться с "белорусским вопросом" так, как это понимает Путин. А это, во-первых, как можно глубже втянуть Беларусь в свой проект евразийской интеграции с изыманием определенных элементов суверенитета (через введение российского рубля, например). Во-вторых, расширение политического влияния на Беларуси, потому что - это секрет полишинеля - личные отношения Путина с Лукашенко, мягко говоря, не блестящие: подполковник ФСБ ничего не забывает, он помнит все обиды, все оскорбительные слова, прозвучавшие из Минска. И это также будет накладывать свой отпечаток на двусторонние отношения.
 
Поскольку белорусская модель теперь полностью сидит на дотационной игле, то ресурс для сопротивления у белорусского официального лидера небольшой. А сопротивляться будет, потому что, разумеется, Кремль постепенно будет накладывать лапу на белорусские активы и понемногу отстригать куски белорусского суверенитета.
 
- В этой ситуации каким может быть ответ Лукашенко? Сейчас он в осаде - что с Востока, что с Запада - вокруг одни счета.
 
- Точно. И развертывание дипломатической войны с Европой могло стать результатом такой московской "разводки", или подставой, как говорят в определенных кругах. Давай, мол, мочи этих европейских "козлов", а мы тут тебя поддержим всячески. Потому что Кремлю выгодно, когда Лукашенко сжигает мосты на Запад, - тогда его можно припирать к стенке и выкатывать свои предъявы по всем вопросам - и экономическим, и политическим, и финансовым.
 
Вместе с тем, была симптоматическая заявление Путина накануне выборов, когда он фактически уклонился от ответа на вопрос об участии Москвы в дипломатической войне. Фактически он дал понять, что это проблемы Лукашенко, что это дела Минска и Брюсселя, а нашим интеграционным процессам, мол, это мешать не будет. То есть, такая фигура ухода - и в этом будет заключаться позиция Москвы: оставлять Лукашенко в положении изгоя, лидера, нерукопожимального на Западе, и это для того, чтобы удобнее было прессовать здесь.
 
Но воевать с Западом за последнюю диктатуру Европы Москва не будет. Во-первых, Путин отыграл предвыборную партию и в значительной степени антизападную риторику он уже отработал - это та пластинка, которую теперь можно отодвигать в сторону. На самом деле Путин озабочен взаимоотношениями с Западом. Россия, по большому счету, сырьевая держава, у нее нет ресурсов, нет никакой прагматической заинтересованности в том, чтобы противостоять Вашингтону и Западу. В конце концов, все бешеные деньги российских элит, их дачи, дворцы, дети - все это там, на Западе. И поэтому только абсолютно неадекватные ястребы в Минске могут думать, что Россия сейчас бросится в бой за белорусскую диктатуру.
 
И что касается экономической поддержки со стороны России, то она также станет дозированной. Никто не станет на холяву кормить этот режим, теперь возможно более жесткое поджимание определенных преференций, то, что у Ильфа и Петрова называется «За каждый скормленный витамин будут требовать множество услуг». И в частности, один из симптомов - задержка очередного транша по линии Антикризисного фонда ЕврАзЭС, потому что одно из условий - чтобы на два с половиной миллиарда ежегодно здесь продавалось активов. И теперь, когда мосты с Западом фактически сожжены, понятно, что выбора нет - надо продавать российскому капиталу.
 
Эти вопросы будут обостряться - и через несколько месяцев возможен новый сериал, фигурально говоря, с отделением мух от котлет.
 
- Лукашенко находится меж двух огней. И в этой невыкрутке какую манеру поведения он может выбрать?
 
-Возможности для разводки у белорусского руководства как раз уменьшились, потому что игры Лукашенко раскусили и в Москве, и в Брюсселе, и там и там видят, что свобода для маневра у него сузилась. У него уже нет трубы - он продал "Белтрансгаз" Москве, сейчас невозможно шантажировать трубой Москву и Европу одновременно, нет ресурсов финансовых, нет ресурсов экономических и нет нормальных контактов с Западом. Поэтому здесь придется крутиться как ужу на сковороде.
 
Но. Во-первых, все-таки Москва теперь не будет форсировать наверняка неприятные вопросы вроде введения единой валюты - на эти грабли уже наступали во время так называемого "союзного строительства", в рамках "двойки", и теперь, я думаю, будут мягко подстилать, чтобы потом положить на лопатки белорусского партнера. Во-вторых, мне кажется, что все-таки сейчас официальный Минск после очередных эскапад в адрес Европы должен начать закулисно зондировать почву насчет того, чтобы каким-то образом разблокировать западный вектор. Даже эта ситуация с отъездом европейских послов парадоксальным образом может поспособствовать, потому что сейчас какое-то пакетное соглашение типа "выпускаются политзаключенные - послы возвращаются", перезагрузка, нулевой вариант, через несколько месяцев становится возможным, и это будет создавать двустороннюю иллюзию развязывания узла. В определенной степени Минск может накинуть свою игру - вместо реформ, вместо демократических уступок фактически происходит такой политический торг с выпуском политзаключенных, которые реальной угрозы режиму не представляют, так как оппозиция вообще отсечена от внутриполитической жизни.
 
Если резюмировать, то драматизм момента даже не в том, что завтра Путин костлявой рукой задушит белорусскую независимость - это немного утрированные апокалиптические прогнозы. Но вместе с тем есть реальная угроза того, что придется по кускам сдавать какие-то важные элементы суверенитета. А во-вторых, Москва, скорее всего, не станет здесь делать классическую колонию, не станет забирать просоветские герб и флаг. Но в любом случае при сохранении формальных атрибутов суверенитета де-факто здесь может образоваться застойная провинция, один из филиалов третьего мира, потому что Россия не та страна, которая может помочь Беларуси разрешить вызов модернизации. А это сегодня самый острый вызов - для обеих стран, кстати. Ведь и Медведев это сделал своей фишкой, своим лозунгом. Но мы видим - Медведева сейчас самого фактически отстранили, и перспектива России, сырьевого государства, очень тусклая и шаткая, потому что каких-то стимулов, каких-то причин, которые бы обеспечили ее технологический скачок, ее модернизацию, нет и не предвидится. Соответственно и Беларусь, которая впряглась в эту колесницу евразийской интеграции, также обречена если не на поглощение, то на тихое совместное загнивание с Россией.
 
Вот в этом драма Беларуси, потому что внутреннее политическое сопротивление здесь фактически раздавлено, воздействие на белорусскую ситуацию со стороны Запада крайне ограничено, а теперь еще больше ослабевает. Что касается режима, то, к сожалению, во главе государства стоят люди, не имеющие соответствующего образования, которые не способны на историческое мышление. Поэтому режим сегодня решает проблему удержания власти, а не проблемы будущего Беларуси.
Подпишитесь на канал ex-press.by в Telegram и будьте в курсе самых актуальных событий Борисова, Жодино, страны и мира.
Добро пожаловать в реальность!
Темы:
власть
выборы
путин
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter