Политика

Рубинов: Суверенитет – это когда все сыты, обуты и у всех есть работа

Политика Еврорадио
0

Председатель Совета Республики рассказал Еврорадио, почему, дав нам свой рубль, Кремль не сможет нами управлять, и как связаны независимость и Канары.

Еврорадио: Ваши слова о необходимости введения российского рубля в Беларуси, высказанные вами в СМИ, -- это ваше личное мнение?

Анатолий Рубинов: Это мое личное мнение и уверенность! Я так это вижу. Может, кто-то это видит иначе – каждый рассуждает и оценивает ситуацию. Но решение будет принимать правительство и, в первую очередь, президент – он будет видеть: когда это нужно, когда не нужно. Что это сегодня даст, что – не даст. У меня же есть своя система ценностей, я оцениваю, что происходит в мире и у нас – высказал, что думаю по этому поводу сегодня. Но то, что над этим вопросом сегодня надо интенсивно думать – это имеет место. У нас идут интеграционные процессы, мы от них никогда не отказывались, они набирают обороты. Я уверен, что нужно укрепить наше Союзное государство Беларуси и России. А какое может быть Союзное государство, Единое экономическое пространство, Таможенный союз, когда у нас разные валюты? Это приводит к большим сложностям. И президент говорил, что необходимо, чтобы со временем в ЕВРАЗЭС была введена единая валюта – это значительно упростит наши экономические взаимоотношения. Мое мнение, что можно сначала это сделать в рамках нашего Союзного государства, ввести российский рубль – не будем же мы какую-то новую валюту придумывать! Но я же не говорю, что надо делать только так, а не иначе!

Еврорадио: Все усложняется тем, что это говорит не Анатолий Рубинов с улицы, а председатель Совета Республики...

Анатолий Рубинов: Ну, так и вопрос государственный обсуждается! Человек с улицы, может, и не обсуждает государственные вопросы. А я, разумеется, включен во все процессы политические. И имею право их обсуждать. Почему не имеет права высказывать свою точку зрения председатель Совета Республики?! Но же таким образом мы обсуждаем: “Как нам дальше двигаться?” Мы же идем в направлении итеграции! И эти рассуждения – вполне уместны!

Еврорадио: Но сразу возникают мысли: “Если такое говорит председатель Совета Республики”...

Анатолий Рубинов: Давайте не будем спекулировать на эту тему! Вы все хотите меня повернуть к тому, что, если это говорит председатель, то это уже чье-то решение! Я уже сказал, что это моя личная точка зрения, на которую я имею право. Но она не с неба берется – это было сказано президентом в части, что нужно думать о единой валюте в ЕВРАЗЭС. Но мы должны по ступенькам двигаться и одним из вариантов может быть тот, о котором я говорю, и его можно обсуждать. В моих словах нет ничего нового – этот вопрос ставился на повестку дня. Еще при Кебиче был запланирован переход на единую валюту. Потом отступили – возникли сложности, возникли недоразумения. У нас были даже сроки, кажется – в 2003 году будет осуществляться переход на единую валюту. Потом возникли сложности, мы их преодолеваем и сейчас мы опять можем ставить этот вопрос.

Еврорадио: Многие эксперты утверждают, что введение у нас российского рубля ведет к потере независимости Беларуси?

Анатолий Рубинов:  Удивительное дело, но никто не ставит таким образом вопрос в отношении стран, которые вошли в Евросоюз! Никто не кричит: “Они же теряют суверенитет”! А вот если у нас создается какое-то объединение экономическое, которое тянет за собой принятие общих правил, обязательных для всех, и которые ограничивают степень свободы всех участников, то сразу!.. О чем тут вообще можно говорить – у нас уже существует Союзное государство! А мы начинаем говорить: “Не теряем ли мы?” У нас то же, что и в Евросоюзе: если говорить о интеграции, то переход на единую валюту неизбежен. А вопрос: “Если мы на это пойдем, то потеряем суверенитет” – совсем другое. Вот, если бы мы пошли в еврозону, приняли евро, то никто бы не говорил, из тех, кто это сегодня говорит, что мы теряем суверенитет. А если объединяемся с Россией – то теряем.

Это же политика! Я тут читаю: “Москва радуется, что мы поссорились с Западом, потому что это отдаляет нас от цивилизации и бросает в объятия Москвы”. А Москва – это не цивилизация?! Странности зрения: там вся цивилизация, а тут – дикарство и безкультурье. У нас такая богатая история, а мы такими словами плюем на себя! Поэтому – какая потеря суверенитета?! Какая потеря – идет процесс интеграции. На постсоветском пространстве свои интеграционные процессы. Что-то нам нравится, что-то – нет. Но есть хочется каждый день. И нужно обеспечивать экономику, жизнь обеспечивать – это главное. Надо с этой точки зрения смотреть, а не что “мы теряем”.

Суверенитет – это когда все сыты, обуты, у всех есть образование, работа, хороший уровень жизни. Вот тогда – суверенитет. А не тогда, когда есть возможность что-то говорить в средствах массовой информации, а у людей безработица, цены высокие. У нас должен подниматься уровень жизни, экономики, технологий. Вместе с этим будет подниматься и уровень культуры и независимости. Что такое уровень независимости? Это когда человек захотел, пошел, купил билет и поехал на Канары. Сейчас это могут сделать не все – денег мало, в экономике вопросы. Но мы к этому стремимся! Вот, где независимость – когда человек может выбрать место работы, где получать образование, где отдыхать. Это наш главный суверенитет!

И не надо о высоких материях. Потерять суверенитет можно в том случае, если государство не сумеет занять конкурентоспособное место в сегодняшнем мире. Какой суверенитет, когда у всех придется просить?! Возьмите нищего – он полностью суверенен, у него нет начальника, никто им не командует. Но у него ничего и нет! Вот и весь его суверенитет.

Еврорадио: Тогда может нам и Нацбанк Беларуси не нужен будет?

Анатолий Рубинов: Посмотрите на Евросоюз! У нас возникло головокружение от успехов – мы, Беларусь, центр мира, у нас тут все лучше, чем у всех. Да ну! Мы же должны соотноситься с остальными. А как там печатаются евро? И это всех там устраивает, и банки национальные работают. Есть правила, которые надо изучить. Будет Нацбанк и будет он исполнять свои функции. Но независимых людей или организаций в принципе быть не может – все работает, подчиняясь определенным правилам. Надо смотреть, прежде всего, что мы приобретем, а не что теряем.

Еврорадио: Вы не знаете, как к вашей идее с российским рублем относятся российские чиновники?

Анатолий Рубинов: Прошли мы период детских болезней, когда были определенные противоречия. Все отлично понимают, что нам друг без друга нельзя, надо объединяться – будет только лучше. Без развития итеграции – в одиночестве сегодня не выжить. И тут никаких принципиальных несогласий со стороны российского руководства я не вижу. Надо двигаться дальше, чтобы это приносило нам пользу. А без единой валюты это будет сложно. Вот, о чем надо думать. А то говорят: “Мы потеряем суверенитет!” Вот интересно: мы в Едином экономическом пространстве, открыты границы, товары к нам идут. А при большой разнице валют еще давайте обсудим: что мы будем приобретать и при чем тут суверенитет, если мы будем терять экономически?

Еврорадио: Какая выгода от введения российского рубля может быть для простого белоруса?

Анатолий Рубинов: Есть рядом два одинаковых предприятия – в Смоленске и у нас. Продукцию изготавливают, продают – там зарплата выше, а у нас более низкая. Почему? Работают у нас не хуже, продукция белорусская ценится. Интеграция нам полезна тем, что человек получит большую зарплату. Уровень жизни людей вырастет. Сегодня нам это выгодно, вот что надо понимать. А не то, что что-то мы сдаем или не сдаем.

Конечно, вопрос этот непростой. Но президент у нас не только опытный, но у него и интуиция колоссальная – он далеко видит. Кажется, что на поверхности лежит правильный ответ на вопрос, но он может и дальше увидеть. Но вопрос даже не в этом, кого славить, а кого – клясть. Разговор идет о экономическом будущем страны. Это должно нас интересовать, а не какие-то политические игры.

Еврорадио: И опасения, что после введения российского рубля нам будет Кремль диктовать, как нам жить – ерунда?

Анатолий Рубинов: Конечно! Вопрос введения – непростой. Надо будет договариваться. О эмиссии и так далее. Но это технические вопросы, которые нужно решать и они решаемые. В Евросоюзе 27 государств и у них это работает. И им это выгодно! Как они сейчас Грецию спасают! Потому что бояться обрушить евро свое, потерять концепцию единой валюты. А мы говорим: “Нет! Нам это не нужно. Мы боимся суверенитет потерять”.

Подпишитесь на канал ex-press.by в Telegram и будьте в курсе самых актуальных событий Борисова, Жодино, страны и мира.
Добро пожаловать в реальность!
Темы:
власть
деньги
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter