Пресс-секретарь кампании "Европейская Беларусь" Александр ОТРОЩЕНКОВ рассказывает в интервью Euramost о том, чего достигает белорусская власть, усиливая давление на оппозицию, и перспективах белорусско-европейских отношений.
Напомним Отрощенков, а также лидер ОГП Анатолий Лебедько и председатель Белорусской партии левых "Справедливый мир" Сергей Калякин были оштрафованы оршанским судом на 350 тысяч рублей каждый (10 базовых величин). Политики были сняты с поезда Минск - Москва в Орше в ночь с 27 на 28 марта. Из российской столицы они собирались вылететь в Брюссель, где планировались встречи с представителями ЕС. Вначале сотрудники таможни заявили, что оппозиционеры подозреваются в транспортировке наркотических средств, позже стало известно, что их обвиняют в мелком хулиганстве, якобы совершенном в поезде. Кроме того, у политиков забрали паспорта.
- После операции, проведенной против нас, власти получили большой скандал, - говорит Александр Отрощенков. – Я считаю, что наше отсутствие на мероприятии в Брюсселе сказало значительно больше, чем могли бы сказать мы, если бы туда доехали. Очевидно, что власть не может удерживать ситуацию в рамках закона, а поэтому придумывают разные способы, чтобы ограничить право людей на передвижение, действуя брутальными способами. В последнее время много говорят, что оппозиция призывает Европу к введению экономических санкций. Но, как мне кажется, сама власть, как говорят, напрашивается на скандал. Кстати, мы ехали на мероприятие, на котором должен был рассматриваться вопрос о модернизации Беларуси, должно было состояться представление программы под названием «Европейский диалог». То, что сегодня для страны жизненно важно. Но власти показали, что им, наверное, это не интересно.
- Изъятие паспортов – это заранее продуманный шаг?
- Трудно сказать, но ведь в последнее время уже началась какая-то охота за документами представителей оппозиции. Анатолий Лебедько долгое время не мог забрать паспорт, странная ситуация с документом Олега Волчека… Здесь ясна задача властей – любыми способами не дать выехать за рубеж.
- Вы сказали, что на форуме в Брюсселе рассматривали вопрос о возможном диалоге с Беларусью. На ваш взгляд, возможно ли в ближайшее время ожидать потепления в отношениях?
- Европа не требует от белорусских властей чего-то совершенно невозможного. Достаточно выпустить для начала хотя бы несколько политзаключенных, и диалог уже может начаться, хотя более широкие задачи Евросоюз также не отменяет. Это проведение в стране политических реформ, свободных выборов… Другое дело, что власть понимает, что даже минимальная либерализация может привести к плохим для нее последствиям.
- Так пойдет ли власть на освобождение политзаключенных?
- Не думаю, что этого следует ожидать в ближайшее время. Власть еще раз попытается продемонстрировать свою несгибаемость, но есть объективные обстоятельства, которые официальный Минск не может не учитывать. Это и экономическое положение в стране, и внешний фактор, когда все труднее становится играть на противоречиях. Поле для маневра сужается с каждым днем, и очень показательна в этом смысле конфликтная ситуация между российским «Аэрофлотом» и «Белавиа». Сейчас это пытаются представить как спор хозяйствующих субъектов, но, по-моему, всем понятно, что такие вопросы решаются на очень высоком уровне.
- Но ставку, судя по всему, официальный Минск сделал именно на Россию…
- Думаю, что белорусские власти не откажутся от старой тактики лавирования между Западом и Востоком. Сейчас крен пошел в сторону России, потому что она не выдвигает жестких политических требований, но со стороны Кремля наверняка есть экономические требования, которые не менее болезненны. А экономические посылы тоже могут ударить по властям.
- Политика маневрирования может принести свои плоды?
- Возможно, какие-то локальные успехи и будут. Во всяком случае, мы знаем, что у европейских лоббистов белорусских властей есть свои аргументы. Но такую тактику нельзя использовать бесконечно. Раньше она уже была продемонстрирована Европе, и, что из этого получилось, все прекрасно знают. Мне кажется, что и в Москве, и в Брюсселе уже рассекретили этот маятник.
- На ваш взгляд, сохранит ли Европа свою принципиальную позицию или может пойти на уступки?
- Лоббисты работают довольно активно, но пока нет признаком того, что Европа сдает позиции. Кроме того, есть вещи, которые осложняют возможный диалог. Это и вопрос смертной казни, политзаключенные в тюрьмах… Но, думаю, со временем белорусские власти сами придут К тому, что сотрудничество с Европой – оно неизбежно.
Добро пожаловать в реальность!